Новости
Хабаровск 2022

Современные вызовы развития и новые программы поддержки отрасли водоснабжения и водоотведения – главные итоги пленарного заседания XIV Конференции водоканалов России

В Хабаровске состоялось открытие деловой программы главного отраслевого мероприятия для организаций водопроводно-канализационного хозяйства конференции водоканалов России. Ключевыми темами пленарного заседания стали современные вызовы развития отрасли водоснабжения и водоотведения, новая пятилетняя программа по модернизации коммунальной инфраструктуры, а также продление действующих и создание новы федеральных проектов по воде.

В открытии планерного заседания приняли участие главный федеральный инспектор по Хабаровскому краю Николай Шевцов, Министр ЖКХ Хабаровского края Дарий Тюрий, Министр строительства Хабаровского края Олег Сутурин, руководитель Роспотребнадзора по Хабаровскому краю Татьяна Зайцева, мэр города Хабаровска Сергей Кравчук, заместитель директора Департамента социального развития Дальнего Востока и Арктики Минвостокразвития России Николай Ганчихин, заместитель директора ФАУ «Проектная дирекция Минстроя России» Татьяна Волкова, директор Департамента оперативного мониторинга объектов ЖКХ Государственной корпорации «Фонд содействия реформированию ЖКХ» Анна Клёсова. 

Одним из центральных докладов пленарного заседания стало выступление исполнительного директора Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения Елены Довлатовой о современных вызовах развития водопроводно-канализационного хозяйства страны. В своём выступлении она проанализировала текущее состояние отрасли, которая сегодня сталкивается с тремя ключевыми проблемами.

Во-первых, речь идёт о снижении объёмов потребления услуг водоканалов при росте числа абонентов. По словам Довлатовой, за последние 10 лет на 10% увеличилось количество населения, подключённого к системам водоснабжения и водоотведения. При этом на 21% уменьшилось потребление по воде и на 25% уменьшился объём принимаемого стока. Это напрямую влияет на экономику водоканалов, на поступление денежных средств.

Во-вторых, у водоканалов продолжается постоянный рост дебиторской и кредиторской задолженности. По мнению руководителя РАВВ причины просты - если население и юридические лица не платят за услуги водоснабжения и водоотведения, то и водоканалам нечем расплачиваться по своим займам и кредитам. При этом у организаций водопроводно-канализационного хозяйства нет никаких возможностей повлиять на платёжную дисциплину: прекратить водоснабжение населения нельзя, отключать подачу воды тепловым компаниям также запрещено. Стоит отметить, что последние («тепловики») являются основными должниками водоканалов, они платят хуже, чем население, их задолженность составляет треть всех недополученных средств.

Помимо этого, негативную картину в экономику отрасли добавляет серьёзно сдержанный рост тарифов, который в 2021 году в два раз ниже роста инфляции - 4% против 8%. При этом, как отмечает Елена Довлатова, по итогам 2021 года по статистике Росстата водоканалы каким-то образом получили прибыль в 15 миллиардов рублей. По сути это «бумажная» прибыль, которая никакого отношения к реальной, с учётом остальных негативных экономических показателей, не имеет.    

В-третьих, при том экономическом состоянии отрасли, который сейчас есть, без государственных инвестиций невозможно дальнейшее развитие. На текущий момент средства, необходимые сегодня отрасли на реализацию инвестиционных программ водоканалов, составляют 72.1 млрд. рублей, в то время как фактические объёмы финансирования из бюджетов всех уровней составляют 45,8 млрд. рублей. С учётом снижения собираемости средств, роста кредиторской и дебиторской задолженности, а также роста инфляции выше роста тарифов, найти на реализацию инвестпрограмм оставшуюся часть денег практически невозможно.
Помимо этого, дополнительную финансовую нагрузку на отрасль водоснабжения и водоотведения в ближайшее время могут оказывать требования по обеспечению контроля качества питьевой воды в многоквартирных домах, дополнительная защита от ЧС объектов водопроводно-канализационного хозяйства и другие.

Среди ключевых мер поддержки Елена Довлатова видит, во-первых, ввод льготной ставки по налогу на имущество для вновь построенных и реконструированных объектов водопроводно-канализационного хозяйства. Эта позволит снизить финансовую нагрузку на водоканалы, которые после строительства новых объектов за счёт бюджетных средств получают налог на имущество. Он никак не учтён в тарифе и является дополнительным финансовым бременем.

Во-вторых, снижение налоговой ставки НДС до 10% на реализацию питьевой воды и, в-третьих, возможность учёта заработной платы производственных рабочих в неподконтрольных расходах при формировании тарифа. Такая мера позволит водоканалам самостоятельно влиять на рост зарплат в отрасли, которая на сегодняшний день является самой низкой среди всех сфер ЖКХ. Из-за этого происходит огромный отток кадров.

В ходе пленарного заседания заместитель директора ФАУ «Проектная дирекция Минстроя России» Татьяна Волкова сообщила, что федеральные проекты «Чистая вода» и «Оздоровление Волги» продлеваются до 2030 года. При этом проект по Волге будет включён в новый федеральный проект «Оздоровление водных объектов России», в который войдёт также и такие реки как Дон, Терек, Урал, Иртыш, Амур и другие. Уже с 2025 года по этому проекту может начаться финансирование работ по строительству очистных сооружений на берегах, включённых в программу, рек.

Помимо этого, по словам Татьяны Волковой, до 2030 года также продлится и федеральный проект «Сохранение озера Байкал», он останется в качестве самостоятельной программы.    

О ходе подготовки новой пятилетней программы модернизации коммунальной инфраструктуры рассказала директор Департамента оперативного мониторинга объектов ЖКХ Анна Клёсова. По её словам, в рамках программы с 2023 по 2027 годы регионам ежегодно будет выделяться из бюджета по 150 млрд. рублей. Финансироваться будут не конкретные точечные объекты, а комплексная пятилетняя региональная программа субъекта, которую ему предварительно необходимо сформировать и утвердить. Лимиты по регионам будут распределятся в соответствии с уровнем бюджетной обеспеченности субъекта, численности его населения и процента сетей, который подлежит замене на его территории. На сегодняшний день обсуждается общий целевой показатель по перекладке сетей - 5% в год.

Помимо этого, среди обязательных условий предоставления бюджетных средств субъектам станет софинансирование проектов из внебюджетных источников в размере 20% его стоимости. По словам, Анны Клёсовой, уже этой осенью должны выйти правила формирования региональных программ и все остальные необходимые нормативные документы для запуска федерального финансирования проектов по модернизации коммунальной инфраструктуры.